Каждый - о своем наболевшем: саммит ЕАЭС выявил противоречия в союзе
Виртуальный саммит ЕАЭС под председательством Лукашенко выявил многочисленные противоречия в союзе. Наболевшие для каждой стороны вопросы обострились в условиях коронавирусного кризиса.
Сегодня главы государств-членов союза должны принять стратегию развития на пять лет, но против выступили Белоруссия, Армения и Казахстан. Если первые две страны возражают только против одного пункта – по поводу газа, то у Казахстана, как оказалось, имеется целый ряд претензий к документу.
"Полагаю, что существуют некоторые вопросы, которые требуют дополнительной проработки. Видится, что его [документ] можно принять в ходе очной встречи – мы ведь рано или поздно встретимся", - заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Он, в частности, призвал не притеснять национальные правовые системы наднациональными актами: "Это может привести к ограничению суверенных свобод правительств и парламентов". Токаев считает, что евразийская экономическая комиссия не должна вмешиваться в переговоры стран-участниц с третьими странами.
"Представители комиссии анонсировали принятие главами государств стратегии. Я думаю, это неуместное забегание вперед. Проявляется честолюбие представителей комиссии. Мы должны дополнительно обсудить документ и избежать критики со стороны наших обществ, - заявил казахский лидер. - Правительства стран могли бы с комиссией начать проработку контуров комиссии. Создание комиссии в 2012 году было необходимым решением. Фундаментальным вопросом является доверие обществ, парламентов и правительств к комиссии. Очень важен вопрос формирования кадрового состава комиссии. Мы в свое время выступали против квотирования. Как это принято во всех цивилизованных государствах, принцип финансирования не должен быть в основе формирования квот. Следует предоставить равный доступ для граждан всех государств союза к формированию комиссии".
Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев.
Также Токаев раскритиковал слишком масштабное расширение союза в сферах культуры и образования (а Путин, кстати, в своем выступлении, наоборот, всячески приветствовал такое расширение).
Путин, выступая на саммите, говорил о принятии стратегии как о деле решенном, и проигнорировал возражения Казахстана. А вот претензиям Армении и Белоруссии по поводу газа посвятил основное внимание: "В целом, на наш взгляд, получился масштабный документ. Его принятие создаст надежную основу для углубления интеграций. Проект практически согласован, за исключением пункта о формировании общего ценообразования на газ – этот вопрос с формулой можно было бы отложить для отдельного рассмотрения в рамках комиссии".
"Единый тариф по газу (которого требуют Армения и Белоруссия – прим. ред.) может быть реализован только на едином рынке с едиными налогами. У нас с вами пока еще не такая глубокая интеграция. Пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуре. Это обычная мировая практика", - заявил Путин.