Общественное обсуждение показало резкое недовольство законопроектом об ускоренном изъятии детей
Обсуждение в Общественной палате РФ законопроекта об ускоренной процедуре изъятия детей из семьи по решению срочных закрытых ювенальных судов показало резкое недовольство общественности.
Напомним, законопроект внесли 10 июля в Госдуму депутат Госдумы Павел Крашенинников и член Совета Федерации Андрей Клишас. По словам Крашенинникова, он направлен на ограничение досудебного изъятия детей из семьи и минимизацию вмешательства государства в семейную сферу. Однако фактически проект предлагает узаконить произвол органов опеки решениями ювенальных срочных (в течение 24 часов) закрытых судов, оспорить которые будет гораздо труднее, чем действия сотрудников опеки. И не предусматривает никакой ответственности опеки при совершении ею неправомерных действий. При этом опеке предоставляются неограниченные полномочия на изъятие детей по их усмотрению (в "исключительных случаях", когда есть "основания полагать", что ребенку грозит опасность и его "в течение нескольких часов" необходимо отобрать у семьи), в том числе по доносу третьих лиц. Законопроект устанавливает "приоритет интересов ребенка" и лишь "возможность" для него жить в родной семье. Просемейные организации резко раскритиковали законопроект и призвали отозвать его.
Настоящего обсуждения проекта в Общественной палате не получилось. Об этом написала ведущая и помощник председателя Межрегиональной общественной организации "За права семьи" Александра Машкова-Благих. Она отметила, что "народное обсуждение превращается в "народное" обсуждение" сторонников законопроекта.
"Создается впечатление, что, на их взгляд, "экспресс-суды в 24 часа" нужны, а вот нужны ли они семьям – кому интересно?" - написала Машкова-Благих.
Она задала вопрос Крашенинникову, почему работа над законопроектом велась давно (как признал сам депутат), но тайно, и неизвестно, кто принимал в этом участие. После этого его помощник Екатерина Лифанова пообещала подать в суд на ведущую.
На заседании Машкова-Благих передала обращение, которое подписали более 56 тыс. человек. В нем, в частности, говорится о том, что Крашенинников, при поддержке Клишаса, в 2016 году пролоббировал антисемейный и антиродительский "закон о шлепках", по словам депутата Оксаны Пушкиной, вместе с ней работал над скандальным законом о "семейном насилии", ответственен за то, что в Конституции приоритетом государственной политики оказались только дети, а не семья и дети. Машкова-Благих от имени общественности призвала Крашенинникова отозвать своей проект.
Наиболее ярким было выступление журналиста и ведущей Анны Шафран в конце заседания. Она подчеркнула, что в зале к тому времени почти никого не осталось.
"Это издевательство - то, чтó мы сегодня наблюдаем. Вся первая половина нашего обсуждения свелась к "клубу взаимного обожания" - все рассказывали, как хорош и прекрасен закон Крашенинникова-Клишаса. К моменту, когда люди начали покидать собрание, выступило 12 человек в поддержку закона и только четыре человека высказали свои серьезные опасения. Причем те люди, которые закон поддерживали, имели возможность высказаться, а тем, кто возражал, предложили в письменном виде представить свои поправки. Это не соответствует общественным слушаниям! Мандат парламентария, полученный от народа, подразумевает необходимость слушать то, что народ говорит. Но, когда люди покидают заседание, не услышав основную часть претензий, а услышав только положительные отзывы в свой адрес, это позволяет сделать вывод, что они не заинтересованы услышать замечания, которые люди хотят донести. Я глубоко впечатлена увиденным", - заявила Шафран.
Она напомнила, что в Госдуму внесен законопроект о реальной поддержке и защите семьи, который разрабатывался три года. Но почему-то сразу после поправок в Конституцию в Госдуму в срочном порядке вносится закон об "экспресс-судах в 24 часа", к которым ни один родитель не успеет подготовиться за такой короткий срок.
"Это против семьи и против ребенка. У меня вопрос: для чего и почему прописано то, что СМИ и общественность не допускаются к слушанию этих дел? Вы чего-то боитесь? Вы что-то скрываете? Что вы скрываете?" - возмутилась журналист.
"Это против семьи, против детей и против традиций нашего общества. Поправками в Конституцию мы утвердили нашу традицию, наш менталитет и архетипы нашего сознания. Так почему мы должны равняться, как сегодня прозвучало, на "цивилизованный мир"? - задала вопрос Шафран.
Она написала, что закон дает явное стартовое преимущество органу опеки или полиции, а "детозащитные" структуры получают разнообразие способов отобрания ребенка.
Председатель Центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова тоже подчеркнула, что закон просто покрывает изъятие детей опекой решением суда. И предполагает не помощь семьям, а изъятие детей. В результате количество отобранных детей возрастет. А закон не только не решает проблему, но устанавливает неправильную концепцию - "приоритет интересов ребенка". Поэтому его нельзя доработать, его можно только отвергнуть.
Против законопроекта также однозначно выступили первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло, адвокат Анна Швабауэр, депутат Госдумы Николай Земцов, координатор общественного движения "Сорок сороков" отец девятерых детей Андрей Кормухин и другие общественники.
Так, Швабауэр отметила, что законопроектом под вопрос поставлено само право родителей на воспитание своих детей. Изъятие детей - это наказание родителей за деяние, которое не является правонарушением. Например, родителей могут наказать отобранием детей за то, что в доме протекает крыша, малая жилплощадь, у родителей маленькая зарплата. Она указала на грубые юридическо-правовые ошибки проекта и призвала обратить внимание на "законопроект семи сенаторов".
Депутат Земцов сказал, что законопроект подменяет смысл поправки в Конституцию, что дети являются приоритетом госполитики, и объявляет "приоритет интересов ребенка". Он считает, что семьям нужно сначала помогать, если семья оказалась в трудной ситуации, и только если это не работает, нужно ставить вопрос об изъятии детей. Он полагает, что два законопроекта, внесенных в Госдуму по одному и тому же вопросу, свидетельствуют о разномыслии: должна ли Россия копировать западные порядки или приоритет все же имеет наше собственное мировоззрение?
Примечательно, что все 14 комментариев к видео на Youtube выражают недовольство законопроектом и идеей отнимать детей у родителей.
Напомним также, что законопроект был передан не в комитет Госдумы по делам семьи, куда его следовало передать, исходя из содержания документа, а в комитет по государственному строительству и законодательству, председателем которого является сам Крашенинников. В тот же день комитет одобрил его законопроект и направил в Совет Госдумы с предложением рассмотреть в сентябре, а в СМИ были распространены сообщения, что закон направлен на защиту семьи и ограничение изъятия детей.