Люди предпочитают хранить деньги в банке, а банку – в погребе – эксперты о переходе страны на кэш
Эксперты ответили на два взаимосвязанных вопроса – почему россияне и компании переходят на расчет в наличных, а количество депозитов в банках сокращается. В отличие от осторожных высказываний Эльвиры Набиуллиной, комментарии независимых экспертов звучат гораздо жестче.
"Переход на кэш – это уход экономики в тень. В условиях нестабильности надежнее максимально "окуклиться". Второе – общая нестабильность в стране. Мотивация иметь наличные в кармане начинает преобладать. Люди предпочитают хранить деньги в банке, а банку – в погребе. Люди прекрасно понимают, что готовность к "сюрпризам" должна быть повышенной", - отметил на пресс-конференции в НСН первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников.
"Фискальная нагрузка уже колоссальная. Власть окончательно вытолкнула всех в серую зону. Уход в серую зону малого бизнеса был неизбежен. Но это не касается крупного бизнеса и выплаты дивидендов", - отметил член президиума Столыпинского клуба, экономист Владислав Жуковский.
"Роль свою сыграл простой человеческий испуг. Когда люди и бизнесмены увидели, насколько неадекватно действует государство, когда они увидели коронабесие, обернувшееся массовым домашним арестом – они испугались. Они хотят от этого государства спастись. Выход в кэш осуществляется и корпорациями, не только гражданами", - говорит научный руководитель Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин.
Эксперты также отмечают, что ипотека на самом деле выросла гораздо меньше, чем могла бы – у людей падает уровень жизни, и те деньги, что они недавно планировали вложить в недвижимость, им приходится просто проедать.
"Людям надо оплатить товары первой необходимости, медикаменты и т.д. Реальная инфляция в стране гораздо выше, чем 3,2% за июнь, как пишет Росстат. Цены растут на 12-15%", - комментирует Жуковский.
Сокращается и потребление. Продуктовая корзина сокращается за счет рыбы, мяса, овощей (даже в летний период).
"Даже та часть общества, у которой деньги есть, сократила потребление. Никто не уверен в завтрашнем дне. Страх перед потреблением не менее разрушителен для экономики, чем снижение производства", - говорит Делягин.
"Народ переходит на потребление калорий, а не полезных веществ и минералов. Происходит моральное банкротство государства. Люди пытаются пересидеть темную пятилетку, темное десятилетие", - подытожил Жуковский.