Минфин планирует забрать у нефтяников свыше 200 млрд в рамках пересмотра НДД
В рамках нового законопроекта о пересмотре налога на дополнительный доход (НДД) Минфин собирается восполнить бюджет на 200 млрд руб. в счет изъятия средств с нефтедобывающих компаний "Газпром нефть" и "Роснефть", сообщает "Коммерсант". Согласно утверждениям представителей министерства, именно такую сумму нефтяники несправедливо выгадали в прошлом году. При этом сами компании считают, что такое решение играет на руку только ведомству, которое стремится за счет нефтяников компенсировать потери из-за собственных ошибок в расчетах. Таким образом, велика вероятность, что вопрос может быть вынесен на уровень президента РФ.
Новый законопроект был внесен в правительство 29 июля, подтвердили в министерстве слова источника "Ъ". На данный момент он проходит оценку регулирующего воздействия. При этом решение о внесении поправок было вызвано "несовершенством" НДД, из-за которого всего за год бюджет недополучил 213 млрд руб.
Напомним, что НДД в 2019 г. стал неким экспериментом, в ходе которого налогом облагался финансовый результат нефтедобывающих компаний, а не объем добычи, как в случае НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Для этого в расчет налога на дополнительный доход включен пониженный НДПИ - примерно 60% от обычной ставки, вычитаемый из налогооблагаемой базы.
Четыре группы месторождений были переведены на НДД. При этом самой большой по объему добычи в 26 млн т в год оказалась группа со льготами по экспортной пошлине на нефть, которые могли перейти на НДД добровольно. Среди других месторождений, отличающихся выработанностью и определенным географическим положением, именно на плечи льготников, по мнению Минфина, пришелся основной объем выпадающих доходов в прошлом году.
У нефтяников на эту тему сложилось другое мнение. По словам источника, на НДД никто бы добровольно не перешел, если бы он не был выгоднее льгот. Да и причина в другом: за год оценка выпадающих доходов изменилась с $40 за баррель нефти в 2018 г., когда налог на дополнительных доход только принимался, до $63,5 - в 2019 г., что и привело к увеличению объема выпадающих доходов. При этом нефтяники согласились, что получили "непредвиденную доходность" по месторождениям-льготникам, а сама система НДД требует корректировки и отказа от пониженных коэффициентов по данной группе. Однако компании отказываются финансово отвечать за ошибки в расчетах, которые были допущены самим Минфином. "Роснефть" вообще не хочет что-либо менять, а остальные компании уверены, что компромисса с ведомством им не достичь, потому вопрос придется выносить на уровень президента России.
Вопрос о компенсациях изначально поднял замминистра Владимир Колычев, который и курирует бюджетные доходы. Автором НДД, является другой замминистра, отвечающий за налоги, Алексей Сазанов. Ожидается, что активные дискуссии на почве пересмотра НДД стартуют уже к концу августа.
По мнению директора департамента налогов и права Deloitte Юлии Меньшиковой, чтобы судить об эффективности НДД, одного года недостаточно, однако сам факт внесения изменений в систему был только вопросом времени. Нюанс в другом: увеличение налоговой нагрузки, предусматриваемой поправками, может негативно сказаться на рентабельности проектов, которые уже находятся в активной стадии добычи. А сами изменения могут свидетельствовать о снижении интереса государства к развитию новых проектов по добыче нефти и стимулированию ее роста, в связи с низкими ценами на нефть и избытком ее предложения.