Российские лекарства могут подорожать на 10-15%, иностранные – на 5-7%
Эксперты прогнозируют рост цен на лекарства из-за целого ряда факторов, причем часть из них – следствие "недальновидных" решений правительства и регулирующих органов.
Президент Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий "АПФ", академик РАН, профессор Сергей Колесников считает, что в ближайшей перспективе цены на российские лекарства могут вырасти на 10-15%, на иностранные – на 5-7%. Чуть меньший рост последних обусловлен существованием запасов у аптек, но и они в какой-то момент иссякнут.
Один из факторов роста цен – невнятная политика в отношении предельно допустимой стоимости лекарств. Субстанции, из которых готовят лекарства, выросли в цене (а иностранные еще и застряли на таможне), а отпускные цены на часть лекарств увеличивать нельзя.
"Если будет слепое регулирование, мы получим уход некоторых препаратов с рынка. Не может производитель работать себе в минус", - отметила на пресс-конференции в НСН исполнительный директор Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова.
Другой вариант ухудшения ситуации: дешевые лекарства уходить не будут, они просто будут продаваться под другими названиями и по высокой цене.
Фото: Hospital-mmk.ru
Гендиректор DSM GROUP Сергей Шуляк приводит в пример парацетамол, который во время пандемии пользовался высоким спросом. Копеечный препарат государство не дает поднять в цене на 2-5 руб. Это приведет к тому, что парацетамол будет продаваться уже по 100 руб., но под другим названием, а под прежним его просто не будут производить – не выгодно, считает эксперт.
Еще один фактор роста – обязательная маркировка лекарств. Введение маркировки в разгар эпидемии привело к тому, что некоторые производства просто останавливаются. Оборудование и процесс не отлажены, иностранные препараты застревают на таможне, починить поломавшиеся линии маркировки иногда не получается без иностранных специалистов, границы закрыты, приходится останавливать работу.
"Когда бизнесу надо помочь, отсрочку дать, начать апробирование, запускают с кондачка "мягкое введение", которое совсем не мягкое. Производители останавливают производства. Никто не был готов к этому. Один производитель нам рассказал о росте себестоимости на 6 руб., хотя нас уверяли, что максимум она повысится на 50 копеек с введением маркировки", - жалуется Колесников.
"В июне 10 ведущих ассоциаций отрасли (99% рынка) обратились к правительству и президенту, чтобы не рисковать в период кризиса с введением маркировки. И мы предупреждали, что стоимость дешевых лекарств может вырасти. Нас не услышали и нам не ответили. Если раньше покупатель мог купить блистер, то теперь он вынужден покупать целиком упаковку, поскольку маркировка блистера почти не возможна", - говорит Преснякова о еще одном подводном камне обязательной маркировки.