Набиуллина рассказала, почему резко повышать ключевую ставку можно, а снижать – нельзя
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина выступает против резкого снижения ключевой ставки. "Резкое снижение ключевой ставки может привести к тому, что депозиты снова станут непривлекательными, люди снова начнут снимать деньги со счетов", - заявила председатель ЦБ, выступая в Госдуме.
Она признала, что в целом система должна соблюдать баланс интересов между покрытием ставками инфляции (чтобы инфляция не съедала депозиты граждан) и доступностью кредитов как для тех же граждан, так и для бизнеса.
Но все же в момент повышения ключевой ставки до 20% в конце февраля выбор был сделан в пользу депозитов. "Чтобы справиться с первым шоком Банк России 28 февраля увеличил ключевую ставку до 20%. Эта мера сработала. Люди от снятия денег со счетов, от эмоциональных крупных покупок возвращали деньги в банки. Конечно, высокая ставка делает менее доступными кредитами. Но это вынужденная, временная мера для острой фазы кризиса. Мы таким образом не допускаем разгона инфляции", - заявила Набиуллина.
При этом она считает, что ставки по коммерческим кредитам в большей степени зависят не от ключевой ставки, а от инфляции (она, напомним, сейчас превышает в годовом выражении 17%): "Ставка по коммерческому кредиту будет снижаться только тогда, когда будет снижаться инфляция, даже если мы искусственно будем сдерживать ключевую ставку. У нас не всегда ставки выше инфляции. В прошлом году мы снизили рекордно ставку, она была ниже инфляции".
Наконец, Набиуллина не считает правильным навсегда сохранять льготное кредитование: "Чем больше у нас субсидирование, тем дороже для всех остальных будет кредит. Это меры на острую, кризисную фазу, дальше надо переходить на одинаковые кредиты для всех".