Нейропсихолог из УрФУ рассказал об опасности цифрового обучения для психики ребенка
Цифровизация образования оказывает поначалу незаметное, но очень значимое негативное воздействие на ребенка. Об этом рассказал нейропсихолог, кандидат психологических наук, доцент УРФУ Сергей Киселев на международном Форуме безопасного интернета в МИА "Россия сегодня".
Он отметил, что у каждого человека есть страх перед новым знанием, даже у взрослого. Для ребенка учитель является живым посредником между ним и миром знаний. А цифровизация очень сильно уменьшает роль учителя в этом процессе.
"Это может привести к изменению самой природы знания, получаемого ребенком. И как это дальше скажется на нас – трудно предсказать. Есть очень много факторов риска, которые уже доказаны научными исследованиями, что цифровой/виртуальный мир негативно воздействует на психику, мозг и поведение", - сказал Киселев.
Так, в МКБ-11 введена новая болезнь - цифровая зависимость. Она может вести к другим формам зависимости - алкогольной, наркотической. И скоро появится прослойка детей, приученных к этому с пеленок. Уже наблюдается корреляция между распространением цифровых технологий и ростом числа детей с аутизмом. Это объясняется тем, что в цифровом мире ребенок не общается с живыми людьми.
"Цифровой мир устроен таким образом, что он эксплуатирует у ребенка, прежде всего его непроизвольное внимание, то есть ориентировочные рефлексы на разные внешние стимулы. Это приводит к обкрадыванию развития произвольного внимания ребенка", - подчеркнул эксперт.
Также цифровизация резко снижает мышечную активность ребенка, блокирует развитие мелкой моторики и тормозит развитие связанного с этим мышления в целом.
Эксперт Совета Федерации Анна Швабауэр на этом же мероприятии напомнила, что цифровизация образования продвигается насильственно, а детей загоняют в "цифру".