Решение о передаче "троицы" РПЦ зависит от руководства страны, - РПЦ
Решение о передаче иконы "Троица" Андрея Рублева из Третьяковской галереи в храм Христа Спасителя к православному празднику – Дню Святой Троицы, 4 июня, зависит от позиции высшего руководства страны. Об этом заявил член Патриаршего совета по культуре протоиерей Леонид Калинин.
Ранее ученые из комиссии по культуре Древней и Средневековой Руси научного совета РАН обратились с открытым письмом к министру культуры России Ольге Любимовой. Они призывают "сделать все возможное, чтобы предотвратить разрушение величайшего памятника русской и мировой культуры" — иконы Андрея Рублева "Святая Троица".
Икона, созданная в XV веке, была передана из Сергиева Посада в Третьяковскую галерею в 1929 году и с тех пор покидала стены собрания только в 1941 году – во время эвакуации ее вывезли в Новосибирск, вернули в 1944 году.
C 1997 года ежегодно на День Святой Троицы икону переносят в храм при Третьяковской галерее, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим, где икона находится в специальной витрине.
Намерение возвратить "Троицу" Рублева Русской православной церкви впервые возникло у Бориса Ельцина. Академик Валентин Янин при содействии тогдашнего министра культуры Юрия Мелентьева добился приёма у Ельцина и убедил его отказаться от возврата иконы.
В 2008 году случился скандал: тогда руководство Третьяковской галереи рассматривало возможность по просьбе тогдашнего Патриарха Алексея II вывезти икону в Троице-Сергиеву лавру на церковный праздник. Научное сообщество выступило резко против, утверждая, что такая поездка может привести к утрате национального достояния.
На праздник Троицы 2009 года после активного обсуждения в прессе и письма президенту, подписанного многими деятелями культуры и простыми гражданами, икона оставалась в Третьяковской галерее и, как обычно, была перемещена в церковь при музее, откуда позже благополучно была доставлена обратно на своё место в экспозиции.
Ныне "Троица" хранится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура и который защищает икону от внешних воздействий.