"Уральские авиалинии" не могут переоформить иностранные самолеты
Компания "Уральские авиалинии" до сих пор не может решить вопрос с переоформлением иностранных самолетом в российскую собственность. Причиной стали условия лизинговой компании "НЛК-Финанс", которая намерена выкупить воздушные судна для передачи авиаперевозчику. Здесь и возникает проблема - "НЛК-Финанс" предлагает "Уральским авиалиниям" отдать за самолеты от 30% до 40% стоимости сразу в качестве депозита и после ежегодно отчислять 30-40% чистой прибыли для выплаты кредита, сообщает "Ъ". По данным их источника, стоимость самолетов авиакомпании может составлять около 30 млрд рублей.
Кто именно выдвинул такие требования, неизвестно. По данным источника издания, близкого к Минтрансу, это был Минфин, однако собеседники в правительстве опровергают эти слова. Официального подтверждения или опровержения информации не удалось получить ни в Минтрансе, ни в Росавиации (контролирует "НЛК-Финанс"), ни в Минфине, ни в Минэкономики.
На сегодняшний день "Уральские авиалинии" и чартерная компания iFly - единственные частные перевозчики, сумевшие согласовать условия страхового регулирования, а также имеющие западных лизингодателей, получивших лицензии OFAC на получение средств. Разрешение выдали еще в июле и продлили для авиакомпании до 31 октября. Речь идет о 19 самолетах, которые должна выкупить "НЛК-Финанс". На такие нужды перевозчиков Фонд национального благосостояния (ФНБ) выделил 300 млрд рублей льготного кредита на 15 лет.
Стоит отметить, что на данный момент такую сделку удалось успешно провернуть только "Аэрофлоту". Было выкуплено в российскую собственность 49 самолетов, 45 из которых обошлись стране в 167 млрд рублей. Стоимость еще четырех неизвестна, но предполагается, что общая сумма затрат составила порядка 180 млрд рублей. При этом "Аэрофлот" получил самолеты на более выгодных условиях - операционному лизингу, согласно которому после окончания лизинга самолеты возвращаются собственнику.
В это же время "Уральским авиалиниям" придется софинансировать сделки из чистой прибыли, полученной в 2022 году. Это 13,4 млрд рублей из 34 млрд. Это условие обязательно для компаний, получавших в прошлом году "санкционные" субсидии за полеты внутри РФ.
Сразу два собеседника издания подтвердили, что частным перевозчикам предлагают менее выгодные условия лизинга. Это, по их словам, делается для того, чтобы задержать процедуру с такими компаниями как "Уральские авиалинии" и iFly, и успеть распределить оставшийся бюджет ФНБ на самолеты "Аэрофлота".
Источник на лизинговом рынке назвал подобные условия "нонсенсом", поскольку требуемые суммы сильно завышены. Как правило, размер депозита или аккредитива не должен превышать трех-четырех месячных лизинговых платежей. Запрашиваемые 30-40% депозита обычно не должны превышать 10-20%. Вместо этого фиксируется так называемый balloon payment, представляющий из себя крупный платеж к концу срока лизинга и составляющий от 10 до 30%.
Еще одной сомнительной идеей является желание расплатиться за самолеты "менее чем за пять лет", при том, что компания вряд ли сможет регулярно повторять рекордную прибыль 2022 года. В обычных условиях срок финансового лизинга обычно составляет 10–12 лет.
У главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова на этот счет свое мнение. По его словам, такие жесткие требования к частным компаниям, а не к государственному "Аэрофлоту", флот которого еще молод и в любом случае будет востребован после лизинга, более чем оправданы. Государству необходимы гарантии, что частный перевозчик просчитает экономику парка и сможет на нем зарабатывать. Сейчас на "Аэрофлот" приходится половина всего пассажиропотока России, однако власти, по мнению эксперта, осознают, что один перевозчик всех не вывезет, а потому, очевидно, заинтересованы в сохранении флота и других крупных компаний,.