В Екатеринбурге создали петицию с призывом исправить "грубые ошибки" и "агитационный стиль" в учебнике истории
В Екатеринбурге призывают подписать прошение об исправлении грубых ошибок в едином государственном учебнике по истории для общеобразовательных учреждений, петицию создал студент-историк УрГПУ Владислав Мосин. Ранее с критикой линейки учебников по истории под редакцией Мединского выступал ряд историков, многие указывают на сомнительные аспекты, такие как агитационный, а не научный стиль написания, неоднозначные суждения и манипуляции в стиле "телевизионных тезисов", не говоря уже про фактические ошибки, передает корреспондент Накануне.RU.
Как пишет создатель петиции Владислав Мосин в пояснительной статье, фактические ошибки и оценочные суждения в частности касаются, например, тезиса Владимира Путина о том, что "Ленин заложил огромную бомбу под здание Советского Союза".
"Сам тезис крайне нелогичный. "Заложил бомбу" или другие известные употребления данной фразы, как "заложил мину", "мина замедленного действия" и т. д., имеют в своей основе целенаправленное действие. Из этого проистекает нелогичный вывод, что Владимир Ленин этим решением планировал развалить в будущем то, что так отчаянно хотел создать. Причина распада Советского Союза не кроется в 70-летней давности. Причин много, и ближе к истине развала страны куда относительно недавние события, и совсем не В. И. Ленин их участник", — поясняет Мосин.
Зато очень много места в учебнике посвящено религиозному философу Ивану Ильину. При этом, создатель петиции отмечает, что авторы учебника не смогли определиться: то ли Ильин был выслан из страны, то ли самостоятельно её покинул. Во-вторых, ни слова не сказано о том, что он был прямым пособником нацистской Германии.
Еще один ошибочный постулат касается понятия "кулак" — в учебнике за 10 класс "кулак" это представитель сельской буржуазии, "который нажил свое имущество упорным трудом", а потом не хотел это имущество отдавать. Все же своим же трудом или трудом зависимых от него мелких крестьян?
Катынский расстрел — еще один спорный момент, в учебнике сказано, что документы, опубликованные в начале 90-х, указывают на то, что часть пленных польских военнослужащих была расстреляна органами НКВД. Создатель петиции обращает внимание на то, что по данному инциденту проведено два расследования: советское, в котором сомневаются авторы учебника, и нацистское.
"В 1945—1946 годах Международный трибунал в Нюрнберге официально признал советское расследование, что отражено в приговоре трибунала. На сегодняшний день данный приговор, где в расстреле польских военнопленных в Катынском лесу были признаны виновными нацистские военные преступники, официально никем пересмотрен не был, несмотря на опубликованные в 1990-х годах документы", — говорит Мосин в беседе с Накануне.RU.
Автор петиции обращает внимание на манипуляции по поводу "ленинградского дела" врачей, на то, что церковь как социальный институт представлена в учебнике сугубо с положительной стороны и не упомянуто ни слова про то, что любое вероисповедание по закону было разрешено, для чего были сохранены и созданы места для совершения религиозных обрядов со всем необходимым. Данный аспект был отражён в 1918 году в "Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви".
Также в линейке учебников нашли ряд других ошибок, которые касаются и регулярного снижения цен на товары первой необходимости с 1946 года — в учебниках сроки сокращены на несколько лет, присутствуют другие фактические ошибки, неточности относительно использования разных летоисчислений.
Но главное даже не количество "оплошностей" такого рода, хотя они не должны присутствовать в учебниках, а общий посыл и стиль написания линейки Мединского. Да, подход к отечественной истории изменился, если раньше советский период был необъективно представлен в неприглядном виде, говорит автор петиции, то сегодня российская историческая наука пересматривает свое отношение, но очень своеобразно.
Так, например, империалистические устремления Российской империи в Первой мировой войне либо не упомянуты, либо упомянуты в обеленном защитническом виде. А главное — нарушена хронология: новейшее время теперь начинается с 1914 года и продолжается до сих пор, делают акцент эксперты. Периоды Первой и Второй мировой войн объединены в одном учебнике (хотя предпосылки там разные), зато в учебнике за 11 класс неоправданно много глав посвящено современности — Украине и высказываниям Владимира Путина, хотя он, при всем уважении, не является историком. Много манипулятивных обращений к эмоциям школьников, используется множество призывов, обращений и личных местоимений, таких как "мы" и "наша страна".
Напомним, что с инициативой создания единой линейки учебников для средней школы в 2013 году выступил президент Путин, так как в некоторых пособиях по истории тогда "проскакивали такие вещи, которые неприемлемы для любого народа". В 2023 году помощник президента Владимир Мединский представил новый единый государственный учебник по всемирной истории и истории России для 10—11 классов под редакцией самого же Мединского, а также Чубарьяна и Торкунова.