Правительство ни разу не индексировало субсидии на льготные авиаперевозки
Правительство во главе с Минфином ни разу не индексировало субсидии, выделяемые авиакомпаниям на льготные перевозки. Программы приняты в 2012 и 2018 гг., с тех пор суммы не увеличивались даже на размер годовой инфляции. При этом и перевозчики, и Минтранс, и Росавиация, и регионы указывают: свой вклад в рост стоимости вносит и СВО: многие маршруты увеличились по протяженности в два раза, но в документах все еще указано, что оплачиваются самые короткие маршруты.
Замруководителя Росавиации Наталья Андрианова на совещании в Совете Федерации отметила, что "от авиакомпаний поступает много предложений по индексации субсидий хотя бы в размере инфляции".
Заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Александр Трембицкий добавил, что Росавиация и Минтранс периодически вносят в правительство документы по оперативному изменению схемы субсидирования льготных перевозок, но "Минфин блокирует эти решения".
"С момента принятия постановлений в 2013 и 2018 году субсидии не индексировались, авиакомпании теряют интерес к субсидируемым направлениям, сейчас уже более 30% разрыв между субсидиями и реальной стоимостью полетов", - отметил сенатор. Он добавил, что "надо обсудить субсидирование маршрутов, которые теперь идут в обход опасных или закрытых зон".
Представитель департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Екатерина Сухарникова отметила, что на 2024 год в федеральном бюджете по всем программам предусмотрены субсидии на 358 маршрутов в размере 25,1 млрд руб. Это позволит перевезти не менее 3,8 млн пассажиров. В прошлом году было перевезено с участием субсидирования 4,8 млн пассажиров по более чем 400 маршрутам.
Зампред бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин обратил внимание на то, что у программ субсидирования авиации нет единого ответственного лица. "До 2027 года на пять программ заложено более 27 млрд руб., но там целых три распорядителя средств: Минфин, Росавиация, Минэкономразвития. Все же должен быть один центр ответственности – Росавиация", - полагает сенатор.
Сенатор от Астраханской области Александр Башкин привел статистику по увеличению протяженности полетов в связи с СВО: прямое расстояние между Волгоградом и Кавказскими минеральными водами составляет 516 км, но самолет летит 1379 км. У рейса Астрахань – Сочи была протяженность 702 км, сейчас фактически – 1260 км. "А субсидии рассчитываются по несуществующей прямой. О расширении сетки маршрутов из Астрахани при такой экономике не идет и речи – как бы не сократить те маршруты, которые уже имеются", - посетовал сенатор. Он добавил, что некоторые маршруты в ручном режиме пересчитали, например, Калининград – Нижний Новгород. Но для изменения ситуации в целом надо внести изменения в постановления правительства. При этом он отметил, что для большинства субсидируемых маршрутов ничего не изменится, как того опасается Минфин.