Уникальный артефакт-лук воина эпохи Золотой Орды пополнил экспозицию Астраханского краеведческого музея
Уникальный экспонат появился в краеведческом музее Астраханской области. Это лук, который датируется концом XIII — началом XIV века и является уникальной находкой, так как целые экземпляры средневекового оружия встречаются достаточно редко. Артефакт обнаружили археологи еще в 1990 году в ходе раскопок под руководством Сергея Котенькова на грунтовом могильнике «Маячный бугор-I» в Красноярском районе Астраханской области.
Лук и другие предметы археологи нашли в погребении взрослого мужчины. Воин был уложен в деревянный гроб, головой на запад. Деревянный лук был расположен вдоль правой руки, рядом с железным палашом.
«Стрелковое оружие представляет собой сложную конструкцию, склеенную из составных частей: из кибити — центральной части — и двух плеч. Причём все части лука были дополнительно выклеены послойно из отдельных деталей, что придавало большую упругость и прочность конструкции. Обычно клееные сложносоставные луки после склеивания обматывались плотно сухожильными нитями или берестой и покрывались лаком для предотвращения отсыревания», — объяснил научный сотрудник Астраханского музея-заповедника, к.и.н. Дмитрий Васильев.
Луки подобного вида получили распространение с гуннского времени, то есть с эпохи раннего средневековья (IV-V века), сменив простые односоставные сарматские луки. В эпоху развитого средневековья деревянная конструкция луков усиливалась ещё и костяными накладками.
«Лук предназначался для метания тяжёлых стрел на большое расстояние — до 100 метров, а прицельная дальность стрельбы была примерно, как у современного стрелкового оружия — 50-70 метров. Необходимо было обладать определёнными навыками, долго тренироваться, чтобы умело обращаться с таким оружием. Усилия, которые прилагал воин для натяжения, достигали 80 килограммов», — пояснил Дмитрий Васильев.
Кроме лука в загробный мир воина сопровождали кости коня — череп и ноги коня в анатомическом порядке лежали на уступе вдоль северной стенки могильной ямы. Такой комплекс археологи обычно считают остатками чучела коня — мясо животного съедалось на погребальном пире, а шкура коня, соединённая с головой и ногами, набивалась травой и укладывалась в могилу. Интересно, что чучело коня было взнуздано и оседлано — между передними и задними ногами лежал деревянный каркас седла, под которым находились железные стремена. Под головой воина лежал нож в берестяных ножнах. У правой ноги - колчан из бересты, а также пряжка от пояса, здесь же находилось второе стремя и фрагменты костяной накладки на лук. Вдоль левой руки располагалась очень редкая находка — деревянный стек (тонкая трость для управления лошадью) с костяной рукоятью.
Погребение датируется эпохой Золотой Орды (XIII-XIV века), но принадлежит не монголу, а кочевнику-кыпчаку. Подобного рода кыпчакские захоронения широко распространены по восточной части Великой Степи, правда, встречаются они, главным образом, в курганах. Именно конь — священное животное в религии средневековых тюрков — «выдаёт» тюркскую принадлежность погребённого.
Реставрацию артефакта провёл заведующий таксидермической лабораторией Михаил Головачев. Сейчас на реставрации находятся костяные накладки, готовится к реставрации меч.
В скором времени лук будет представлен в зале «Заселение Астраханского края» Краеведческого музея. Постепенно комплект вооружения из погребального комплекса будет отреставрирован и полностью войдёт в экспозицию.